Поздравляем! |
С Днем рождения, Клуб!
Нам 2 года!
|
Пропала собака! |
Пропала собака!
Ищем Бэту!
|
Кто на сайте |
Онлайн: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
|
 Игра - залог взаимопонимания
Щенки в игре
Когда в семье встаёт вопрос о приобретении собаки, считается само собой
разумеющимся, что впоследствии щенок обязательно вырастет умным и
послушным псом, преданным всем членам двуногого семейства, нянькой для
детей, помощником и закадычным другом для старших. Достаточно лишь
выбрать породу с подходящими качествами и приобрести животное от
достойных, породистых родителей. Большинство будущих владельцев, не
заинтересованных изначально в выставочной, спортивной или рабочей
карьере своей собаки, тем не менее, хотят иметь приятного компаньона,
социализированного, управляемого, неназойливого и, в то же время,
склонного к совместному с человеком времяпровождению. Время пролетает
очень быстро, и вскоре обнаруживается, что маленький избалованный щенок
превращается в обузу — он не слушается, делает то, что хочет сам, он
подбирает с земли, убегает к другим собакам, к чужим незнакомым людям, и
хорошо, если с добрыми намерениями. Ему становится неинтересно с теми
людьми, с которыми, как предполагалось изначально, у него должен был
возникнуть самый тесный контакт, самое лучшее взаимопонимание — с
собственными хозяевами.
Устав бороться самостоятельно, а порой
натворив ещё больше бед, используя противоречивые советы из книг,
журналов и интернет-форумов, владельцы, наконец, задумываются о том,
что, вероятно, одной генетики недостаточно, и воспитание собаки нужно
продолжать с помощью специалистов — инструкторов по дрессировке.
Встречаются, рассказывают о своих проблемах, ожидая, что инструктор на
первом же занятии скажет волшебное слово, предложит какое-нибудь
стопроцентно действующее, чудодейственное средство, в глубине души
настраиваясь даже на «строгий» или электрошоковый ошейник… А в ответ
звучит совершенно неожиданная просьба: «Покажите, как вы играете со
своей собакой».
Зачем нужно играть со своим питомцем? И как это
делать правильно? Чем отличается послушание собаки, полученное в
результате использования игровых методов обучения, от послушания,
выработанного на основе принуждения и подчинения животного человеку? Все
эти вопросы неизменно возникают у каждого, кто начинает заниматься со
своей собакой.
Зачем нужно играть со своим питомцем? И как это делать правильно? Чем отличается послушание собаки, полученное в результате использования игровых методов обучения, от послушания, выработанного на основе принуждения и подчинения животного человеку? Все эти вопросы неизменно возникают у каждого, кто начинает заниматься со своей собакой. Почему они играют Игровое поведение характерно для многих млекопитающих и особенно развито у социальных — тех, у которых формируются сообщества, подразумевающие наличие структуры, иерархии. Именно оно позволяет этим животным легче адаптироваться ко многим условиям обитания, быстрее формировать навыки, нужные для жизни, а также сохранить в социальной структуре дружественные взаимоотношения с другими особями и поддерживать правила поведения в ней. Стаи, где новые «руководители» склонны к насилию, установлению своего положения с помощью зубов и постоянных драк, распадаются в связи с тем, что очень быстро стая из хорошо организованного «коллектива» превращается в группу разрозненных животных, находящихся в постоянном стрессе и не способных слаженно выполнять свои функции. Известно, что более сплочёнными и стабильными оказываются те стаи представителей семейства собачьих, где особи-вожаки и особи-лидеры поддерживают порядок не жёсткими способами, а с помощью игры, причём желание играть не пропадает у членов такой группы даже с возрастом, а присутствует как обязательный элемент поведения. Позитивный настрой, расположение особей друг к другу как раз и оказывается «клеем», превращающим группу особей в хорошо организованный функциональный «коллектив». Таким образом, дисциплина в стае — это не результат подчинения вожаком низших особей, держащим их в постоянном страхе по принципу: «Кто сильнее, тот и прав!» Это, в первую очередь, результат общего «договора», добровольного согласия с правилами, действующими в «коллективе».
Долгое время учёными было принято считать, что игра — это не что иное, как банальный «сброс лишней энергии», во время которого животное не испытывает никаких эмоций, а просто шлифует те навыки, которые обусловлены инстинктивным поведением. Однако со временем стало ясно, что это не так. Даже понаблюдав за знакомыми собаками, любой владелец может сказать наверняка, что играющие друг с другом или даже с хозяином собаки получают массу положительных эмоций от самого процесса игры и обязательно требуют её продолжения. Стоит отметить также и тот факт, что собака — один из видов млекопитающих, склонных к межвидовой игре. Не всегда имея возможность играть с представителями своего вида, она легко включается в игры с другими животными, а также с человеком. Потребность в игре у маленького щенка порой бывает так велика, что иногда преобладает над многими другими поведенческими реакциями — бывает, что щенок предпочитает игру лакомству, забывает о туалете и приглашает к игре даже испугавший его поначалу предмет. Отсутствие игрового поведения у здорового сытого щенка всегда должно настораживать. Животные, которые играют, намного лучше обучаются и воспринимают новое, они более открыты к общению, легче адаптируются в новой для себя среде, быстрее развиваются и впоследствии всегда оказываются намного более уравновешенными, более психически устойчивыми к изменению условий. У собак разных пород, да и у отдельных представителей одной породы, любимая игра может отличаться. Легче всего понять предпочтения своего питомца можно в щенячьем возрасте. Кто-то из щенков любит трепать игрушки, кто-то — преследовать их, пока они подвижны, кто-то любит искать по дому разложенные кусочки лакомства, кто-то — играть в догонялки, а кто-то — бороться. У кого-то игрушки не заберёшь, другим — не вложишь в рот, и в этом нет ничего странного. Ведь ещё одной ошибкой было бы считать, что в игровом поведении проявляется весь комплекс действий (найти, спугнуть, догнать, схватить, бороться, победить), которые объединяют в так называемый «инстинкт добычи», поскольку врождённые взаимоотношения с возможной «добычей» у разных пород разные: что хорошо для одной породы, может для другой являться пороком, искоренявшимся многие поколения. По этой причине игровое поведение, связанное с хищническим поведением, варьирует от породы к породе. (Например, характерной особенностью большинства британских пастушьих пород — собак, у которых на протяжении многих поколений выбраковывались особи, причинявшие вред овцам, — является уступчивость и в играх с человеком, нежелание бороться за игрушку). Как их отучают играть
К сожалению, очень многие собаки, которых приводят на коррекцию поведения, настолько разуверились в своих владельцах, что не играют вообще. Максимум — с представителями своего вида. И то — только если общение с ними не запрещалось изначально. В противном случае, они игнорируют и своих собратьев, уходя от игры или даже реагируя агрессивно. И если для маленького щенка игра — это необходимая составляющая его жизни, то очень многим владельцам удаётся быстро и навсегда отучить его играть вообще. Как и когда это происходит? Щенок при встрече с владельцем радуется, прыгает на него лапами, виляет хвостом, норовит лизнуть или даже куснуть за лицо от радости? Что делает владелец — наказывает, вырабатывает у собаки навык: я пришёл — бегом прятаться на место! Удивительно, но впоследствии оказывается, что этот же человек хочет отработать некоторые элементы, скажем, дог-фризби, где собаке необходимо отталкиваться от груди, спины, бедра владельца. Но к этому моменту у собаки уже выработалось табу: ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах нельзя ставить лапы на хозяина.
Источник: http://yourdog.kiev.ua |
|
Категория: Дрессировка собак | Добавил: Ната74 (18.11.12)
|
Просмотров: 1197
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|